Институт развития образования Кировской области совместно с министерством образования Кировской области с 27 февраля по 20 марта 2023 года провели областной конкурс школьных сочинений «Мой любимый учитель». Конкурс был инициирован губернатором Кировской области Александром Соколовым.
Конкурс проводился по следующим номинациям:
- номинация «Мой любимый учитель»
- номинация «Мой любимый наставник»
- номинация «Учитель с большой буквы»
- номинация «Учитель – профессия будущего»
Подведение итогов состоялось 30 марта в музее Константина Циолковского!
Более 500 работ поступило от школьников из всех 45 районов области. Цифры поражают: 47 победителей и 111 призёров! Ребята делились с нами своими воспоминаниями, впечатлениями, трогательными и поистине завораживающими и теплыми историями, от которых у жюри наворачивались слезы. Школьники со всей области делились с нами о важности учительского труда, особой роли педагога.
Вашему внимаю работа одного из победителе конкурса:
Квадратные уравнения для маленькой разбойницы (сочинение Гордеевой Миланы, ученицы 9 класса «Центра дистанционного образования детей»)
Учитель — человек, который может
делать трудные вещи лёгкими.
Ральф Эмерсон
Лет до семи я была классической пацанкой. Небольшой посёлок на севере Кировской области подкармливал и одевал меня и троих моих братишек, жалел и ужасался — всему. Как я скачу по сараям и заборам, как пляшу и хохочу, как обрываю яблоки-зеленцы в чужих садах. Но больше всего я обожала бегать взапуски со стаей бродячих, как мы, собак. А учиться я не любила — от слова «совсем». От математики меня воротило, письмо я категорически не переносила, «окружайку» я тихо презирала.
Я любила только читать, и читала всё подряд, все книги, которые приносили к мусорным бачкам из соседних домов. В моей жизни долго не было ни телевизора, ни компьютера, книги заменяли мне весь мир. Вот такой — читающей Маугли — я и попала в Бурмакинскую школу-интернат, которую вспоминаю с теплом и благодарностью ещё и потому, что там была неплохая библиотека, где я дневала и ночевала.
Наверное, я очень везучая — несмотря ни на что. Когда мне пошёл 11-й год, меня взяли в приёмную семью, где была любовь, много света, сладостей, детей, крошечных диковинных собачек. Но самое главное, стены всех комнат, от пола до потолка, были заставлены стеллажами с книгами — старинными, в бархатных и плюшевых обложках, и новомодными — на серой бумаге со слепым торопливым шрифтом, детскими — с объёмными картинками на каждой странице и словарями, альбомами с репродукциями и подшивками толстых литературных журналов. Я набросилась на эти сокровища, и душа моя трепетала от счастья, как птица…
Но тогда же в моей жизни появился и «Центр дистанционного образования детей» — необычная школа, где педагоги «входили в класс» с экрана монитора. Поначалу было непривычно — один на один с учителем, вдобавок знаешь, что на каждом уроке обязательно «вызовут к доске», отсидеться не удастся. Но именно тогда я впервые увидела УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС ко мне. Взрослые люди смотрели на меня, маленькую разбойницу, с каким-то бережным удивлением, что ли… Они показывали невиданные доселе мною видеопрезентации, инфоуроки, слайды и сами говорили, говорили, говорили со мною без конца. И я начала ждать этих уроков, как ребёнок, наверное, ждёт дня рождения — открытий, сюрпризов, подарков, а ну — что ещё-то нового будет? Я обожаю своих школьных учителей, всех обнимаю сердцем, но об одной расскажу особо.
Светлана Васильевна Харлапенко учит меня математике с пятого класса. А счёт, повторюсь, я всегда переносила с трудом и даже таблицу умножения к десяти своим годам не знала. Но когда Светлана Васильевна появлялась на мониторе — всегда «при параде», в кружевной белой кофточке, чёткая, стройная, строгая, как логарифмическая линейка — мне хотелось под стол залезть от злости и …смущения. И когда она говорила в отчаянии, закрывая лицо руками : «Ну, что ты, деточка, несёшь? Что несёшь?», а потом поднимала глаза к небу, истово взывая «О, Господи мой! Господи!», я готова была выучить эту проклятую таблицу умножения и на 7, и на 8, и на 9, и внетабличную, и какую угодно, лишь бы математичка, бедняжечка, так не убивалась.
Честное слово, в глазах учительницы стояли слёзы от моей бестолковости. Однажды, не выдержав её страданий, я призналась, что на математику «забила» ещё во втором классе, и сейчас, в пятом, у меня нет никакой опоры, да и считать я не люблю. «Откажитесь от меня», – предложила я с беспощадной детской дерзостью. Но Светлана Васильевна в ответ только махнула рукой и отключила компьютер, а на следующий урок принесла карточки. На них были напечатаны лёгкие, смешные задачки с картинками, и я с ними радостно расправилась, и, кстати, получила свою первую пятёрку.
На другой день Светлана Васильевна снова принесла карточки — она, по-моему, сама их и рисовала, и я опять весь урок увлечённо складывала, вычитала и даже немного умножала, страшно гордясь собой. И опять получила пятёрку.
Дни шли за днями своим чередом, и я начала потихонечку «приручаться». Я уже ждала эту математику, с её задачками и примерами на карточках, эту Светлану Васильевну в кружевной блузочке, её радостных аплодисментов по ту сторону монитора: «Ай, да умница, Миланка! Да ты Софья Ковалевская просто!»
Конечно, я не знала, что отважная Светлана Васильевна на свой и мой страх и риск «отменила» недоступный моему пониманию школьный учебник и начала заниматься со мной по своей собственной, не опробованной ни на ком методике, и вело её только сердце и желание помочь ребёнку. Моя мама, видя такое рвение к математике, начала «подтаскивать патроны» – разную дидактику, сначала за второй, потом за третий, четвёртый классы. Мама объясняла, я решала, исписывая целые толстые тетради, а Светлана Васильевна их старательно проверяла, отмечая самые удачные варианты и предлагая наиболее короткие, ёмкие, красивые.
Через год я уже догнала по математике своих одноклассников, а через два года одержала свою первую победу в школьном интеллектуальном марафоне, а затем заняла первое место в многопрофильной олимпиаде. А вскоре я «замахнулась» и на международный математический конкурс «Кенгуру». Впрочем, тестирования, онлайн-курсы и игры всероссийского конкурса Смарт-Кенгуру тоже стали для меня математикой в два прыжка.
Кстати, и сейчас на любимейших теперь мною уроках алгебры Светлана Васильевна частенько появляется с карточками. Они, конечно, далеки по сложности от тех, над которыми ломают свои умные головы девятиклассники нашего ФМЛ, но всё-таки, как любит подчёркивать моя учительница, «вполне олимпиадные и для серьёзных девочек».
Правда, иногда учительница по-прежнему воздевает руки к небу, восклицая: «Ну, что ты несёшь, деточка? Господи, мой Господи!» Наверное, Тот, к кому она обращается, в эту минуту, глядит на свою Светлану Васильевну с большой нежностью и улыбается. Потому что она такая… Учительница от Господа Бога — Ему ли об этом не знать…