СВЕДЕНИЯ О ПРОЕКТЕ:
Название проекта (программы): Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в системе межведомственного взаимодействия
Нормативные документы, которые определяют школу как экспериментальную площадку: Распоряжение МОКО от 24.02.2022 № 229 «О региональных инновационных площадках»
Сроки: 2022-2024 г.г.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В 2023-2024 УЧЕБНОМ ГОДУ
Основная идея (идеи), цели и задачи предлагаемого проекта (программы)
Цель: организация гражданско-патриотического воспитания через вовлечение обучающихся, родителей, общественных организаций, учреждений социально-культурного назначения, НКО, общественных организаций и администрации города в системе межведомственного взаимодействия.
Для её достижения необходимо решить следующие задачи:
1. Разработать и апробировать нормативно-правовые и организационно-методические основы системы межведомственного взаимодействия
2. Разработать систему (содержание, формы, методы, приемы,) организации гражданско-патриотического воспитания обучающихся на основе межведомственного взаимодействия
3. Определить эффективность использования кадровых, информационных, материальных возможностей межведомственного взаимодействия для обеспечения гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
4. Провести количественный и качественный анализ организации гражданско-патриотического воспитания обучающихся на основе межведомственного взаимодействия
В соответствии с требованиями ФГОС образовательный и воспитательный процессы должны быть направлены на всестороннее развитие ребенка, осознание своей сопричастности не только к семье, классу, школе, но и общностям более высоких порядков (город, народ).
Такое чувство сопричастности - основа будущего патриотизма.
В рамках реализации инновационного проекта будет представлена система организации гражданско-патриотического воспитания обучающихся на основе межведомственного взаимодействия.
Данный проект актуален и значим для образования.
Он позволит:
- Реализовать требования ФГОС к результатам гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
- Содействовать выполнению Плана реализации Стратегии развития воспитания в России на период до 2025 года в области обновления содержания гражданского и патриотического воспитания;
- Создать систему (подсистемы) гражданского и патриотического воспитания для оптимизации Рабочей программы воспитания;
- Разработать методические рекомендации для участников образовательных отношений и межведомственного взаимодействия по организации гражданско-патриотического воспитания обучающихся в условиях новой образовательной политики.
Краткое обоснование его значимости для развития региональной системы образования
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время, у него возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Исходя из того, что каждое новое поколение не похоже на предыдущее, а в каждую новую эпоху возникает своя система ценностей, связанная с происходящими процессами в обществе, развитием культуры, экономики, техники и других сфер человеческой жизни, на данный момент современное общество не в полной мере понимает всю значимость патриотизма. Патриотическое воспитание школьников —это систематическая целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему
Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократичского типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.
Как сказал президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И, такой фундамент - это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России».
В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру необходим вклад системы образования, а, так же учреждений культуры, спорта, социальной защиты.
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Социальное партнерство понимается нами как особый вид совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
Социальное партнерство – не самоцель, а, в первую очередь, средство для развития социальной компетентности учащихся, формирования способности к нравственному выбору, обеспечения гражданско-патриотического развития обучающихся.
Патриотическое воспитание – это не разовые мероприятия, а многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность, включающая в себя: организацию массовой работы на постоянной основе при активном участии семьи, ветеранских и молодежных общественных организаций; комплекс воспитательных задач, связанных с формированием потребности стать патриотом, патриотического мировоззрения и патриотических чувств; уважения к боевым традициям и интереса к изучению военного дела; необходимых физических качеств учащихся; педагогическую деятельность субъектов воспитания; управляемую деятельность учащихся по самосовершенствованию, осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина, готового к выполнению задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов. Исходя из вышеизложенного, интеграция гражданского и патриотического воспитания происходит через сближение и соединение ярко выраженного социального и правового компонента гражданского воспитания с духовно-нравственной составляющей, стержнем патриотического воспитания.
Научно-методическое сопровождение: Филёва Наталья Николаевна заведующий центром воспитания и психологии КОГОАУ ДПО ИРО Кировской области
Перспективы развития проекта (программы)
• реализация системы мероприятий проблемно- творческими группами;
• обобщение опыта работы по данному направлению и его трансляция на совещаниях, семинарах разного уровня;
• формирование нормативной базы реализации проекта;
• формирование содержания системы организации гражданско-патриотического воспитания обучающихся на основе межведомственного взаимодействия.
• разработка, апробация программы мониторинговых исследований.
• мониторинговые исследования обучающихся, родителей, педагогов;
• мероприятия по обобщению и распространению опыта;
• управленческие мероприятия.
Реализация содержания проекта предполагается в процессах:
образовательном, воспитательном и внеурочной деятельности.
Краткое описание ожидаемых результатов (продуктов) проекта (программы)
основные направления формирования системы организации гражданско-патриотического воспитания обучающихся на основе межведомственного взаимодействия в МБОУ «СОШ № 70» г. Кирова:
1. историко-краеведческое направление:
• проведение разнообразных мероприятий, посвящённых Дням воинской славы России, памятным датам;
• изучение истории Отечества через цикл мероприятий о славных предках, чей труд и ратный подвиг приумножил достояние страны, составил её славную и победоносную историю (Е. Коловрат, К. Ушинский, А. Невский, А. Суворов, И. Кулибин, Ф. Ушаков, М. Ломоносов, Н. Пирогов, К. Циолковский , Ю. Гагарин и др.);
• краеведческая работа;
• формирование уважения к государственным символам страны через знакомство с историей их возникновения, значение символов, способы выражения уважения к символам страны;
• реализация социальных проектов, направленных на улучшение окружающей среды.
2. национально-региональное:
• проведение фольклорных праздников, мероприятий, направленных на изучение традиций, обычаев своего народа, особенностей его культуры,
православные традиции;
• организация мероприятий, направленных на знакомство обучающихся с людьми своего города, района, региона добросовестно работающих на своей малой Родине, служащих ей.
3. семейное направление:
• организация мероприятий, направленных на соблюдение заповеди «Почитай отца твоего и мать»;
• проведение праздников, конференций, конкурсов, посвящённых Дню отца, Дню матери, Дню семьи, семейным традициям, семейным династиям, родословной, тематических бесед, лекториев о браке и семье;
• формирование правильного отношения к семье на примерах лучших семей, показывавших образцы верности, мудрости и любви (Царская семья, Пётр и Феврония Муромские и др.), опыта современных семей;
• проведение мероприятий, посвящённых теме репродуктивного здоровья- главного фактора для крепкой семьи.
4. лингвистическое направление:
• организация цикла мероприятий (конкурсов, круглых столов, олимпиад, проектов, фестивалей, выставок работ), посвящённых изучению и сохранению русского языка, бережному отношению к русскому языку - государственному языку Российской Федерации;
• организация мероприятий, посвящённых Дню славянской письменности и культуры;
• организация мероприятий, посвящённых Дню Русского языка- пушкинскому дню России.
5. информационно-просветительское направление:
• проведение тематических классных часов, посвящённых гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся
• реализация мероприятий, направленных на формирование ответственного отношения к учёбе «Учёба – твой главный труд», научной организации труда (НОТ), цикл классных часов «Учение с увлечением».
6. социально-благотворительное направление:
• вовлечение обучающихся в дела духовного милосердия – помощи престарелым, ветеранам, труженикам тыла, проживающим в микрорайоне школы; поздравление их с Днём Победы, организация концертов для них;
• организация помощи детям - инвалидам или детям, находящимся в трудной жизненной ситуации (акции «Дети - детям»), сбор книг, одежды, канцтоваров и т. п.;
• поздравление бывших педагогов школы, организация концертов для них
• встречи и круглые столы с родителями обучающихся, дедушками и бабушками, приготовление подарков для них ко «Дню пожилого человека», «Дню защитника Отечества», «Дню отца», «Дню матери»;
• благоустройство территории в микрорайоне школы, участие в экологической акции «Чистый город» и др.
Условиями реализации гражданско-патриотического воспитания обучающихся в условиях социального партнёрства станут:
• актуализация социальной значимости и перспективности гражданско-патриотического воспитания детей;
• концентрация интеллектуальных, организационно-педагогических, кадровых, методических и других ресурсов на реализации задач воспитания;
• создание открытого информационного, образовательного, деятельностного, коммуникативного, социального и личностного пространства, воспитывающей среды для формирования у школьников потребности быть самостоятельной и ответственной личностью;
• воспитание молодого поколения россиян на общечеловеческих и национальных ценностях: Истина, Добро, Любовь, Человек, Земля, Отечество, Семья, Труд, Знание, Культура, Мир, Красота;
• создание социально-педагогических условий, способствующих формированию позитивного отношения детей и молодежи к окружающему миру, обществу, природе.
Ожидаемые изменения, оценка эффективности проекта (программы)
Конечным результатом реализации проекта должно стать:
1. Повышение качества образования и воспитания школьников:
- расширение знаний обучающихся об истории родного края, народных традициях;
- развитие положительной мотивации к учению;
- развитие интереса школьников к истории родного края, русской культуре, народным традициям;
- формирование у школьников осознанного отношения к ценностям русской культуры;
- развитие личности детей, их социализация;
- воспитание патриотизма и любви к родному краю;
- овладение навыками поисковой и проектной работы, умениям научно - исследовательской деятельности;
- вовлечение школьников в созидательную общественно-полезную деятельность путём применения метода проектов и исследовательской деятельности;
- динамика роста показателей успешности каждого ребёнка.
2. Повышение профессионального уровня педагогов.
3. Обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания.
4. Повышение авторитета школы.
5. Расширение образовательного информационного пространства, широкое внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы для обеспечения взаимодействия с родителями, общественными организациями.
6. Пополнение фондов школьного музея.
7. Обобщение и распространение опыта работы коллектива через организацию семинаров на базе нашей школы, выступления на научно-практических семинарах и заседаниях МО учителей-предметников города и области.
8. Создание электронной базы лучших исследовательских работ детей, помещение их на сайте школы.
9. Сложившаяся система диагностирования и мониторинга.
10. Формирование портфолио достижений педагога и учащегося.
11. Заключение договоров с учреждениями участвующими в создании социокультурного пространства.
12. Количественный и качественный рост участия обучающихся в системе дополнительного образования, в творческих конкурсах, спортивных мероприятиях,
13. Динамика вовлечения семей обучающихся в совместную деятельность ;
14. Показатели социализации выпускников 9-х и 11-х классов;
Количество педагогических работников, участвующих в работе площадки: 23 человека
Контакты куратора проекта в МБОУ «СОШ № 70»: Легостаева Ольга Мирфаиловна, заместитель директора по УВР, 88332 35 67 07
Деятельность региональной инновационной площадки
2. Анонсы, пост-релизы или аналитические справки по проведению мероприятий
https://vk.com/wall-215778202_2244
- 9 ноября 2022 года программа регионального семинара «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в системе межведомственного взаимодействия»
https://shkola70kirov-r43.gosweb.gosuslugi.ru/roditelyam-i-uchenikam/novosti/novosti_21.html
3. Годовые отчеты о деятельности региональной инновационной площадки